Валовой национальный продукт (ВНП), методы его расчёта

Экономическая теория и статистика для измерения объема национального производства использует ряд показателей, среди которых важное место занимает показатель валового национального продукта (ВНП). ВНП определяется как рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год.

Так как для правильного расчета ВНП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году всего один раз (а многие продукты перепродаются по несколько раз, прежде чем они войдут в конечный продукт), для избежания двойного счета, используют показатель добавленной стоимости.  Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми предприятиями, можно определить ВНП, который представляет рыночную стоимость всех выпущенных товаров
и услуг.

Увеличение реального ВНП говорит об экономическом росте, что означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности). Статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах.

Если к показателю внутреннего валового продукта (ВВП) добавить разность между поступлениями от факторов производства (факторными доходами) из-за границы и факторными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, то мы получим показатель ВНП.

Характеризуя валовой национальный продукт как «наиболее точный суммарный измеритель товаров и услуг, которые может произвести страна» экономисты представляют два метода его измерения.

Методы расчета ВНП:

1) По расходам

2) По доходам

Оба метода считаются равноценными и дают одинаковую величину ВНП.