Жизненный цикл товара
Жизненный цикл товара — это период времени, в течение которого он разрабатывается и продается на рынке. Концепция жизненного цикла товара используется при создании и сбыте продукции, при разработке стратегии
маркетинга с момента поступления товара на продажу до его снятия с рынка.
Жизненный цикл товара представляется как определенная последовательность различных стадий существования его на рынке, ограниченных конкретными временными рамками. Динамика жизни товара определяет объем продаж в каждом периоде времени существования спроса на него.
Каждая продукция пребывает на рынке определенное время. Ее жизненный цикл характеризуется пятью стадиями: внедрением, ростом, зрелостью, насыщенностью, спадом. На всех стадиях жизненного цикла сбыт продукции надо организовывать, поддерживать и управлять им до тех пор, пока есть коммерческая выгода от ее реализации.
Очень важно своевременно уловить переход продукции из одной стадии жизненного цикла в другую (рис. 1). Особенно важно точно вычислить приближение стадии насыщения и, в особенности, спада, поскольку сохранять в товарном ассортименте «больной» товар не только убыточно, но и не престижно.
Рис. 1. Изменение объема продаж на различных стадиях жизненного цикла товара (ЖЦТ)
Зависимость мероприятий по стимулированию сбыта от стадий жизненного цикла продукции показана в таблице 1.
Таблица 1. Зависимость мероприятий по стимулированию сбыта от стадий жизненного цикла товара (ЖЦТ)