Жизненный цикл товара

Жизненный цикл товара — это период времени, в течение которого он разрабатывается и продается на рынке. Концепция жизненного цикла товара используется при создании и сбыте продукции, при разработке стратегии
маркетинга с момента поступления товара на продажу до его снятия с рынка.

Жизненный цикл товара представляется как определенная последовательность различных стадий существования его на рынке, ограниченных конкретными временными рамками. Динамика жизни товара определяет объем продаж в каждом периоде времени существования спроса на него.

Каждая продукция пребывает на рынке определенное время. Ее жизненный цикл характеризуется пятью стадиями: внедрением, ростом, зрелостью, насыщенностью, спадом. На всех стадиях жизненного цикла сбыт продукции  надо организовывать, поддерживать и управлять им до тех пор, пока есть коммерческая выгода от ее реализации. 

Очень важно своевременно уловить переход продукции из одной стадии жизненного цикла в другую (рис. 1). Особенно важно точно вы­числить приближение стадии насыщения и, в особенности, спада, по­скольку сохранять в товарном ассортименте «больной» товар не только убыточно, но и не престижно.

Рис. 1. Изменение объема продаж на различных стадиях жизненного цикла товара (ЖЦТ)

Зависимость мероприятий по стимулированию сбыта от стадий жизненного цикла продукции показана в таблице 1.

Таблица 1. Зависимость мероприятий по стимулированию сбыта от стадий жизненного цикла товара (ЖЦТ)