}

Уровни контроля качества аудита

Федеральным  законом  № 119-ФЗ  от  07.08.2001 года «Об  аудиторской деятельности»  предусмотрены  три уровня  контроля  качества  аудита, два  из  которых  являются  внешними, а третий — внутренним.

Внешние  проверки  контроля  качества  аудита  могут  выполняться:

— Уполномоченным  федеральным  органом  по  государственному  регулированию  аудиторской  деятельности. Основной  контрольной  функцией  данного  органа  является контроль  за  соблюдением  аудиторскими  организациями  и  индивидуальными  аудиторами  федеральных  правил (стандартов)  аудиторской  деятельности.

— Аккредитованными  профессиональными аудиторскими  объединениями, если  право  таких  проверок делегировано  им  Уполномоченным  федеральным  органом  по  государственному  регулированию  аудиторской  деятельности.

Аккредитованные  профессиональные  аудиторские  объединения обладают  следующими  правами  по  осуществлению   контроля:


  • самостоятельно  проводить  проверки  качества работы  аудиторских  организаций  или  индивидуальных  аудиторов, являющихся  их  членами;

  • по  поручению  Уполномоченного  федерального органа  проводить  проверки  качества  работы  аудиторских      организаций  или  индивидуальных  аудиторов,  являющихся их  членами     
    по  итогам  проведенных  проверок  принимать меры  воздействия  к  виновным  лицам;

  • обращаться  в  Уполномоченный  федеральный орган  с  мотивированным  ходатайством  о  наложении  взыскания  на  виновных  лиц.

Вопросы  контроля  качества  очень  важны  для  аккредитованных объединений, однако  находятся  в  самой  начальной  стадии. Решение  этих  вопросов  требует  больших  затрат  труда  и  времени, а  также  наличие  высококлассного  персонала   и  значительных финансовых  ресурсов. Необходима  основа  для  переговорного процесса  ведущих профессиональных  аудиторских  объединений. И хотя для переговорного  процесса  это  очень  сложное направление, примеры  из  международной  практики  свидетельствуют  о  том, что  между  объединениями  здесь  сближение  возможно.

Так, в Великобритании тремя ведущими  профессиональными объединениями, а  именно  Институтом  присяжных  бухгалтеров Англии  и  Уэльса (ICAEW), Институтом  присяжных  бухгалтеров Шотландии (ICAS), и  Институтом  присяжных  бухгалтеров Ирландии (ICAI)   в  целях  осуществления  контроля  качества  создан Объединенный  отдел  мониторинга (JMO).  Численность  данной  структуры  48  специалистов, из  них  30  инспекторов   и  18  специалистов, занятых  подготовкой  сводных  материалов, в  том  числе  для  указанных  институтов  и  соответствующего  департамента (DTI) Правительства.

За  2001 год  было  осуществлено  957  аудиторских визитов по   контролю  качества.  Под  обязательную  проверку  в год  подпадают  примерно  20 — 25  аудиторских  общественно — значимых  организаций, а  всего  в  трех  указанных  институтах состоят  8197  зарегистрированных  аудиторских  фирм.Департаментом  организации  аудиторской  деятельности  Минфина  России  в  2001-2002 годах  было  организовано  673  проверки  аудиторских  организаций,  по  состоянию  на  декабрь 
2002 года рассмотрены  материалы  проверок  527  аудиторских  организаций, различные  нарушения  лицензионных  требований  и  условий.  При этом 72 аудиторских  организации  взяты  на  особый  контроль. 

Система  проверки  качества  работы  индивидуальных  аудиторов и  аудиторских  организаций  внешними  проверяющими устанавливается  Уполномоченным федеральным органом по государственному  регулированию  аудиторской  деятельности.Согласно  статье  14  ФЗ  «Об  аудиторской  деятельности» «Контроль  качества  работы  аудиторских  организаций и  индивидуальных  аудиторов»,  аудиторские  организации  и индивидуальные  предприниматели  обязаны  установить  и  соблюдать    правила  внутреннего  контроля  качества  проводимых ими  аудиторских  проверок. Требования,  предъявляемые  к  указанным  правилам,  регламентируются  федеральными  правилами (стандартами)  аудиторской  деятельности.

Уклонение  от  проведения  внешней  проверки  качества  работы  или  непредставление  проверяющим  всей  необходимой  для  проверки  документации  или  иной  требуемой  информации  может служить  основанием  для  аннулирования  лицензии  на  осуществление  аудиторской  деятельности  аудиторской  организацией  или  индивидуальным  аудитором.     В  случае  выявления  в  ходе  внешней  проверки  качества  работы аудиторских  организаций  или  индивидуальных  аудиторов  фактов систематического  нарушения  требований  нормативных  правовых актов  или  федеральных  правил (стандартов)  аудиторской  деятельности,  проверяющие  обязаны  сообщить  о  таких  фактах  в  Уполномоченный  федеральный  орган  по 
государственному  регулированию
  аудиторской  деятельности.

Виновные  в  таких  нарушениях  лица  могут  быть  привлечены  к  ответственности,  вплоть  до  аннулирования  у  них  квалификационного  аттестата  аудитора,  а  также  аннулирования  лицензии  на  осуществление  аудиторской  деятельности. 

Также предусмотрены меры наказания для случаев обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки. Некачественным аудитом в данной ситуации признается проверка, приведшая «…к убыткам для государства или для экономического субъекта», что вызывает неоднозначность толкования этого понятия. Следует предположить, что напрямую нанести убытки государству некачественным проведением проверки аудитор может в случае, если сделает ошибочный вывод о соблюдении проверяемым субъектом принципа допущения непрерывности деятельности предприятия при последующем одновременном выявлении следующих условий:

  • наличие задолженности экономического субъекта бюджету по налогам и другим платежам;

  • обнаружение в ходе перепроверки признаков банкротства, ликвидации или сокращения деятельности субъекта, которые имели явно выраженный, документально прослеживаемый характер в периоде времени, за который проводился аудит, либо в течение срока проведения контролируемой проверки вплоть до даты подписания аудиторского заключения;

  • окончательное отсутствие возможности погашения задолженности бюджету экономическим субъектом вследствие произошедшей после окончания аудиторской проверки ликвидации его деятельности.

Действия аудитора, которые могут привести к убыткам для экономического субъекта, следует разделить на две категории:

— причинившие ущерб экономике субъекта;

— прочие действия (бездействие), нанесшие урон интересам собственников проверяемого субъекта.

К первой категории можно отнести требование аудитора о внесении руководством субъекта изменений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, которые ухудшают финансовое положение организации. Например, такое требование может возникнуть в результате неверной трактовки аудитором нормативных актов, регулирующих налоговые отношения. В результате бухгалтерия субъекта доначисляет суммы налогов и других платежей в бюджет, которые по действующему законодательству уплате не подлежат. Тем не менее, прямыми убытками эти суммы будут являться в случае невозможности их возврата.

Другой пример — отмена по настоянию аудитора начисления тех налоговых платежей, которые в соответствии с нормативными актами подлежат уплате данным экономическим субъектом. В таком случае представляется правомерным разделить ответственность за последствия подобной ситуации (суммы пеней или штрафных санкций) между субъектом и аудитором, потребовавшим внесения изменений. Действия (бездействие) проверяющего, которые могут нанести прямой урон собственникам субъекта, сводятся к:

— отсутствию исследования обстоятельств, вызывающих серьезные сомнения по поводу возможности субъекта продолжить свою деятельность и выполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за периодом, за который составлена проверяемая отчетность;

— применению неправильной методики обнаружения данных обстоятельств;

— игнорированию аудитором требования включить в аудиторское заключение вывод о неприменимости допущения непрерывности деятельности проверяемого субъекта.

Таким образом, представляется необходимым принятие правила (стандарта) и соответствующих нормативных документов по внешнему контролю качества аудиторских проверок, предполагающих раскрытие следующей информации и выполнение следующих требований:

  • перечень контролирующих органов, их функций, прав и обязанностей. Порядок проведения контрольной проверки, т.е. как и с чего она начинается, должно ли высылаться уведомление о проведении проверки или она может быть внезапной и т.п.;

  • определение понятий «неквалифицированное проведение аудиторской проверки», «неквалифицированное оказание аудиторских услуг». Разработка критериев, на основании которых аудиторская проверка (аудиторское заключение) признается качественной или некачественной независимо от того, причинен экономическому субъекту или государству экономический ущерб или нет;

  • методики и процедуры проведения проверки качества аудита (для государственных органов);

  • порядок оформления результатов перепроверки;

  • действия аудиторских организаций по устранению нарушений, выявленных контролирующими органами;

  • ответственность аудиторов за препятствование в проведении контрольной проверки.