Главная Финансы Экономика Банковское дело Маркетинг и менеджмент


Финансирование сферы здравоохранения в РФ

Во времена советской экономики финансирование учреждений, организаций здравоохранения, которые в то время практически сплошь были государственными, осуществлялось из средств государственного и местного бюджетов. По мере становления рыночных отношений России бюджетные ресурсы стали только одним из источников финансирования, наряду с ресурсами обязательного и добровольного медицинского страхования и другими источниками.

Источники финансирования здравоохранения в России представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 -  Источники финансирования здравоохранения в РФ

Финансирование здравоохранения из средств бюджетов разных уровней имеет место в форме бюджетных ассигнований, безвозмездно выделяемых для финансового обеспечения деятельности бюджетных лечебно-профилактических учреждений.

Таблица 1 – Бюджетное финансирование здравоохранения в период 2003- 2007 г .г. (В % к ВВП)

Финансирование по годам Федеральный бюджет Территориальные бюджеты Консолидированный бюджет
2003 0,4 2,7 3,1
2005 0,3 1,9 2,2
2007 0,4 1,9 2,4

Таблица 2 – Распределение расходов по разделу «Здравоохранение и спорт» в федеральном бюджете 2006 года и проекте федерального бюджета на 2007 год (млрд. руб.)

 

2006 год - утверждено

2006 год - утверждено

2007 год - проект

2007 год - проект

2007 г .
к 2006 г .,
в %

Сумма

в % к РФ

Сумма

в %
к РФ

 

 

ВСЕГО

4270,11

100,00

5463,47

100,00

127,9

Здравоохранение и спорт

149,09

3,49

206,15

3,77

138,3

Здравоохранение

131,029

3,07

179,29

3,28

136,8

Спорт и физическая культура

5,41

0,13

10,88

0,20

201,1

Прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта

1,91

0,04

3,10

0,06

162,8

Другие вопросы в области здравоохранения и спорта

10,74

0,25

12,86

0,24

119,7

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что на 2007 год расходы по разделу «Здравоохранение и спорт» были запланированы в размере 206,15 млрд. рублей (рост в 1,38 раза по сравнению с 2006 годом), в том числе по направлению «Здравоохранение» - 179, 29 млрд. рублей (рост в 1,37 раза). Удельный вес расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение и спорт» в общероссийских расходах в 2007 году должен возрасти  по сравнению с 2006 годом с 3,49% до 3,77%, по разделу «Здравоохранение» - с 3,07% до 3,28%.

Правительству Российской Федерации пока не удалось в полной мере решить задачу по завершению формирования системы финансирования стационарных медицинских учреждений, основанной на стандартизации медицинской помощи с ориентацией на конечный результат. Эта система предусматривает поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование, при котором действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе.

Финансирование здравоохранения из фондов обязательного медицинского страхования осуществляются в установленном государством порядке посредством нормативных отчислений из фонда оплаты труда любых организаций. Обязательное медицинское страхование представляет собой своеобразное перераспределение денежных средств, при котором часть средств, заработанных работниками, изымается из ресурсов оплаты труда и направляется во внебюджетный фонд обязательного медицинского страхования. В последующем эти денежные средства передаются в медицинские учреждения в виде оплаты оказываемых ими населению услуг.

Для решения задач по финансированию территориальных программ ОМС субъектов Российской Федерации, а также финансового обеспечения мероприятий в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, доходная часть бюджета ФОМС на 2006 год формировалась как за счет собственных доходов ФОМС в виде налогов, подлежащих зачислению в бюджет ФОМС в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, так и за счет дотаций и субвенций, перечисляемых в ФОМС из федерального бюджета. Главной отличительной особенностью бюджета Федерального фонда ОМС 2006 года являлось то, что удельный вес средств федерального бюджета в общей сумме доходов ФОМС составил 50%.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» предусмотрена передача бюджету ФОМС средств в виде дотаций в сумме 28 млрд руб. Из них 10 млрд руб. на реализацию социальной программы неработающих пенсионеров, 3,2 млрд руб. - на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), 12,8 млрд руб. - на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи и 2 млрд руб. - на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. На реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению необходимыми лекарственными средствами из федерального бюджета в виде субвенций передается 29,1 млрд руб. Также в структуре бюджета ФОМС был сформирован фонд компенсаций в размере 12,8 млрд руб. и фонд софинансирования в размере 8,4 млрд руб. для финансового обеспечения мероприятий в рамках приоритетного национального проекта. Средства из фонда компенсаций будут направляться территориальным фондам ОМС в виде субвенций на финансирование расходов, связанных с денежными выплатами участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, семейным врачам и медицинским сестрам названных категорий врачей. Из фонда софинансирования будет осуществляться финансирование расходов по дополнительной диспансеризации работающих граждан в объеме 2 млрд руб. и финансирование дополнительной амбулаторно-поликлинической помощи неработающим пенсионерам, оказанной в рамках территориальной программы ОМС в объеме 6,4 млрд руб.

Объем средств ФОМС, направляемых бюджетам территориальных фондов ОМС на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в рамках базовой программы ОМС в 2006 году предусмотрен статьей 5 Федерального закона и составил более 40,0 млрд руб. Из них: дотации на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС в размере 33,2 млрд руб. за счет собственных доходов ФОМС, дотации на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров в сумме 3,6 млрд руб., субсидии на ОМС неработающего населения (детей) в сумме 3,2 млрд руб. – за счет средств федерального бюджета.

Субвенции на выполнение территориальных программ ОМС за счет средств нормированного страхового запаса составили в соответствии со статьей 8 федерального закона 4,95 млрд руб. Указанные средства были направлены территориальным фондам ОМС на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования в течение года в случае недостаточности собственных средств на финансирование территориальной программы ОМС.  Статьей 13 Федерального закона предусмотрено направление средств Фонда в сумме 360,0 млн руб. на финансирование расходов, связанных с оплатой приобретаемых лекарственных средств для оказания медицинской помощи детям, страдающим онкогематологическими заболеваниями.

Финансирование здравоохранения из двух основных источников — бюджета и системы обязательного медицинского страхования — зависит от общего социально-экономического уровня общества. Наиболее вероятные приоритеты государственной политики в области финансирования здравоохранения также связаны с расширением источников финансирования. В связи с этим дальнейшее распространение получат альтернативные источники оплаты медицинской помощи, одним из которых является добровольное медицинское страхование (ДМС). В настоящее время по размеру привлекаемых ресурсов ДМС является третьим дополнительным финансовым источникам после соплатежей населения и платных медицинских услуг.

Dealing24.com

DEALING24.com
  • система здравоохранения в Российской Федерации и её значение;

  • финансирование сферы здравоохранения в РФ;

  • назначение обязательного медицинского страхования;

  • федеральный фонд обязательного медицинского страхования, его функции и задачи;

  • территориальные фонды обязательного медицинского страхования, их функции;

  • источники финансирования фондов обязательного медицинского страхования;

  • организационная структура системы обязательного медицинского страхования;

  • сравнительный анализ доходов бюджета ФФОМС за 2006-2007 г.г.;

  • платежи органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

  • использование средств фондов обязательного медицинского страхования на федеральном и региональном уровне;

  • добровольное медицинское страхование;

  • особенности обязательного и добровольного медицинского страхования;

  • необходимость реформирования системы здравоохранения в РФ.

  • Dealing24.com

    DEALING24.com
    (c) finekon.ru