Роль бюджета в социально — экономическом развитии общества

Мощным инструментом в руках государства является бюджет, который может и должен стать более действенным стимулом экономического роста в России. Каково сегодня влияние бюджета и бюджетной политики на экономический рост? Этот вопрос волнует многих теоретиков и практиков в экономической и финансовой сферах деятельности государства.

Государство рассматривает бюджет как важнейший источник экономического роста.

В системе финансового механизма
государства бюджет играет ведущую роль в распределении и перераспределении национального дохода. Объективная необходимость бюджета обусловлена наличием государства, выполнением им организационно-хозяйственных функций.

Как экономическая категория государственный бюджет является категорией общественного воспроизводства и в силу этого выступает носителем соответствующих производственных отношений. По своей же экономической природе он носит общегосударственный характер. Активная роль бюджета проявляется не только в покрытии непосредственных расходов, связанных с развитием производства, но и с финансированием тех затрат, которые опосредованно влияют на расширение и повышение эффективности экономики. В этой связи  и расходы бюджета на социально — культурные мероприятия следует рассматривать как элемент производительных расходов.

Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется  в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной  части) распределяется и перераспределяется около 30% национального  дохода,  20%  — валового внутреннего продукта, 10% —  валового  общественного  продукта.  Он распределяет денежные  средства  между  различными  отраслями  национального хозяйства,  секторами  производства,  сферами   общественной   деятельности, экономическими районами и территориями страны.

В бюджете  страны  аккумулируется  значительная  часть  вновь  созданной стоимости  (национального  дохода,  распределяемого  и   используемого   в соответствии с рыночными законами общественного развития (закона  стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся  производительности  труда, закона    возрастания    потребностей)    для    обеспечения    расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

В  условиях  рыночных  отношений  распределение  
национального   дохода
производится  посредством   образования,   распределения   и   использования денежных доходов и накоплений.  К  числу  таких  доходов  относятся,  прежде всего, государственные доходы, доходы предприятий и  объединений,  различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

Значительная часть национального дохода поступает в бюджет путем прямого распределения (налогообложения  государственных,  частных  и  коммерческих предприятий.  Часть  чистого  дохода  населения  перечисляется  в  бюджет  в порядке перераспределения.

Распределение части национального дохода  через  государственный  бюджет обусловлено  необходимостью  создания   централизованного   фонда   денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других  совокупных потребностей  общества,  путем  перераспределения  средств  между  отраслями производственной и непроизводственной  сфер  жизнедеятельности  общества,  а также между экономическими районами страны:  государственного  регулирования денежных накоплений в  отдельных  отраслях  народного  хозяйства,  отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе,  в торговле и т.д.

Перераспределение национального дохода между отраслями, объединениями  и фирмами   через   государственный   бюджет   обусловлено   главным   образом необходимостью передачи части чистого дохода из одной  отрасли  в  другую  в соответствии с планами  экономического  и  социального  развития  страны,  с программами   радикальных   экономических   преобразований   общества,   для осуществления перестройки структуры общественного производства и т.д.

Такое перераспределение в значительной степени вызвано различным уровнем технического   оснащения,   энерго и  фондовооруженности объединений, предприятий  и  отраслей;  неравномерностью  размещения  и  выявления  новых природных богатств; действующей системой  ценообразования  и  тем,  что  при переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со  стороны  государства перспективных отраслей производства. Перераспределение национального  дохода как  между  отраслями,  так  и  внутри   отраслей   происходит   посредством государственных инвестиций и приоритетного  финансирования  отдельных  видов производств,   высоких   технологий,   инновационных    процессов.    Важным направлением  перераспределения  национального  дохода   является  выделение части средств, идущих на  развитие  непроизводственной  сферы.   В  условиях рыночных отношений это прежде всего  относится  к  поддержанию  государством таких сфер жизнедеятельности  общества,  как  здравоохранение, образование, наука и культура. Значительное место в  структуре  перераспределяемой  части национального   дохода  отводится    содержанию    аппарата    управления, правоохранительных органов и т.д.

Влияние бюджета на развитие общественного производства проявляются по двум направлениям: первое – формирование его доходной базы и второе – использование средств бюджета. Следует указать и на то, что государственный бюджет выступает необходимым экономическим инструментом и источником финансового обеспечения ускоренного развития приоритетных отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности.

Теоретическим мерилом использования стимулирующей роли государственных расходов, применение бюджетных рычагов, иных подходов в усилении императивных начал государства сформированы Дж. М. Кейнсом. Именно эти рычаги позволили США выйти из “Великой депрессии”.

Есть основания говорить, что отдача от государственных денежных средств, распределяемых и перераспределяемых государством, определяет скорость и качество экономического роста. Именно более эффективное перераспределение прежде всего бюджетных средств через соответствующую систему говорит об эффективности управленческой деятельности государства, свидетельствует о степени эффективности использования государственной собственности.

Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно — технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге — служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.