Развитие рынка финансовых долговых инструментов с фиксированной доходностью

Давно проверенный на практике путь развития цивилизованного финансового рынка ведущих мировых экономик не помог молодому российскому рынку избежать известных ошибок. Инвестор, вкладывающий свои средства в тот или иной финансовый инструмент с фиксированной доходностью, должен быть уверен в возврате вложений через определенный период времени вместе с наращенным доходом.  Однако у России — свой путь, и все время оказывается, что он обусловлен только повторением чужих ошибок и гораздо реже — собственных достижений. 
          У любого имеющегося сегодня финансового долгового инструмента путь развития повторялся лишь с разницей в моменте его возникновения. Когда в мае
1993 года на ММВБ начались первые торги государственными краткосрочными обязательствами (ГКО), верилось, что наконец-то появился финансовый инструмент цивилизованного рынка с минимумом рисков для инвесторов. Долгое время ГКО, а затем и облигации федерального займа (ОФЗ) оставались единственным приоритетным финансовым инструментом, причем на доходность по ним ориентировались все участники рынка. В любой цивилизованной стране государственные долговые обязательства являются удобным средством финансирования бюджета, но с обязательным условием строгого обслуживания государственного долга. У нас происходило по-другому, и в августе
1998 года рынок ГКО/ОФЗ благополучно «скончался». Отказ платить по своим обязательствам любого должника, а тем более государства означает отсутствие возможности привлечь финансовые ресурсы в дальнейшем.

Когда в
1992 году на рынке появились первые векселя эмиссионного синдиката (ЭС), в который входили АвтоВАЗбанк, Инкомбанк, Конверсбанк и Российский Брокерский Дом, их часто путали с ваучерами и мало кто представлял себе природу этого универсального финансового инструмента. Векселя ЭС фактически выполняли функции депозитных сертификатов и служили дополнительным источником привлечения средств для банков.  Расцвет вексельного рынка пришелся на 1995 год, когда появились векселя ведущих банков, выпущенных в качестве кредитов под гарантии Минфина. Объем вексельного рынка был довольно значительным и занимал 2-е место после рынка ГКО/ОФЗ.

Государственное регулирование вексельного рынка с самого его начала не всегда помогало его развитию (скорее наоборот). Из производных финансовых инструментов на основе векселей использовались лишь операции репо (по сути, состоящие из двух сделок купли/продажи) и своп (мена одних векселей на другие). Последние часто помогают управлять вексельной позицией компании в условиях ограниченной ликвидности
рынка при изменениях процентных ставок.  Чтобы существенно повысить привлекательность этого финансового инструмента и  дополнительно кредитовать российские компании для проведения эффективных экономических программ необходимо  установление единых стандартов поведения всех участников вексельного рынка — векселедателей и векселедержателей, а также повышение открытости компаний-векселедателей.

Рынок корпоративных
облигаций в перспективе очень привлекателен, поскольку позволяет финансировать деятельность эффективных предприятий. Возникновение активного вторичного рынка этих бумаг возможно лишь при полной прозрачности компаний-эмитентов облигаций с возможностью получения достоверной информации об их текущем финансовом состоянии. Однако этого нельзя добиться без эффективной налоговой системы.

Таким образом, совершенствование рыночных долговых финансовых инструментов невозможно без создания единой инфраструктуры с цивилизованными стандартами поведения всех участников рынка. А при осуществлении разумного государственного регулирования и экономически обоснованной налоговой политики можно будет достичь и прозрачности финансового положения компаний.