Предпринимательские риски

В  экономической   литературе   подчеркнуто,   что   важнейшей   чертой предпринимательства  является  наличие  риска   как   на   стадии   создания собственного  дела,   так   и   в   течение   дальнейшего   функционирования предприятия.

В условиях перехода к формированию рыночных отношений риск — ключевой, важнейший элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным. Под риском можно понимать «действие, неудачу в надежде на счастливый случай». Существуют и другие определения этого понятия. Характерные особенности риска — неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что успех придет.

Риск характеризуется как опасность возникновения непредвиденных  потерь ожидаемой прибылидохода  или  имущества,  денежных  средств  в  связи  со случайным изменением условий  экономической  деятельности,  неблагоприятными обстоятельствами.  

Хозяйственные, финансовые и  инвестиционные  риски  представляют  собой обязательные атрибуты функционирования субъектов  рыночной  экономики.  Само по  себе  наличие  риска,  сопровождающего  деятельность  того   или   иного предприятия,  не  является  ни  достоинством,  ни   недостатком.   Наоборот, отсутствие  риска,  то  есть   опасности   наступления   непредсказуемых   и нежелательных  для  субъекта  последствий  его  действий,  как  правило,   в конечном счете вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность.

Из  всего  многообразия  рисков  особо  следует  обратить  внимание  на предпринимательский  риск.  Этот  риск,  возникающий  при любых видах деятельности, связан с производством продукции, товаров,  услуг, их  реализацией,  коммерцией,  финансовыми   операциями   и   осуществлением различных проектов.

Предпринимательский  риск   характеризуется   как   опасность   потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по  сравнению с их ожидаемой  величиной,  ориентированной  на  рациональное  использование ресурсов. И другое важное обстоятельство, которое нужно учитывать: этот  вид риска характеризует вероятность отклонения от  цели,  конечного  результата, которые были определены при разработке плановых показателей.

В настоящее время принято делить все риски на две большие группы. Риски делятся на внешние и внутренние.

К  внешним  рискам  относятся: 

  • природно — естественные  (риск  стихийных бедствий  и  экологические   риски);  

  • общеэкономические   (риск   изменения экономической  ситуации,  риск  неблагоприятной  конъюнктуры   рынка,   риск усиления конкуренции и отраслевой риск);

  • политические  (риск  национализации и экспроприации, риск  трансферта,  риск  разрыва  контракта,  риск  военных действий  и  гражданских  беспорядков); 

  • финансовые   риски,   связанные   с покупательной  способностью  денег  (инфляционные  и   дефляционные   риски, валютные  риски,  риски  ликвидности,  риск  изменения  общерыночной  ставки процента).

К  внутренним  рискам  относятся: 

  • производственные   (риски   снижения производительности  труда,  потерь   рабочего   времени,   перерасхода   или отсутствия необходимых материалов);

  • технические (риски при  внедрении  новых технологий  или  инновационные  риски,  риски   потерь   при   отрицательных результатах НИОКР, риски потерь в результате сбоев и поломки  оборудования);

  • коммерческие (риски, связанные с реализацией товара на  рынке,  транспортные риски, риск, связанный с приемкой  товара  покупателем,  риск,  связанный  с платежеспособностью  покупателя); 

  • инвестиционные  (риск  упущенной  выгоды, процентный риск, кредитный риск,  биржевые  риски,  селективный  риск,  риск банкротства).

В условиях политической и экономической неустойчивости степень риска значительно возрастает. Высокая степень риска какого-либо проекта заставляет разработчика искать способы его снижения. Основными способами уменьшения риска могут быть:

• привлечение к разработке проекта компетентных партнеров, компаньонов и консультантов;

• глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем;

прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услуги;

• распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями;

страхование;

• резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.