Олигополия, её характерные черты
Олигополия — это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.
Олигополии присущи следующие характерные черты:
— немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве свинца, меди, стекла, и др. Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США: на 3 компании («Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер») приходилось в конце ХХ века свыше 95 % национального производства автомобилей. Для других отраслей обрабатывающей промышленности США (производства бытовой техники: холодильников, пылесосов, стиральных машин, телефонов) также была характерна высокая степень концентрации производства всего на нескольких фирмах.
— высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства (эффект масштаба). В автомобильной промышленности США в конце ХХ века, например, минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тысяч машин в год. При этом, если в начале ХХ века число американских автомобильных фирм приближалось к 200, в конце 20-х годов их число не превышало 200, а к концу ХХ века их можно было пересчитать по пальцам.
Эффект масштаба — важная, но не единственная причина , т.к. уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально эффективный уровень.
Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль.
Это может быть связано с патентной монополией (как это происходит в наукоемких отраслях), контролируемых фирмами. На протяжении всего срока действия патента фирма надежно защищена от внутренней конкуренции.
Среди других причин можно отметить монополию контроля над редкими источниками сырья; запредельно высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет, прохладительных напитков или в шоу — бизнесе ) и т.п.
Таким образом, олигополия является одной из самых распространенных структура рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.
На рисунке 1 схематически отражены основные черты олигополистического рынка.
Рисунок 1. Черты олигополии.
В России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти все отрасли, на которые опирается отечественная экономика. Концентрация производства в руках ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62 %. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения ( производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.).
Большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам — олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.