Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов
Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и / или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
К притокам средств для расчёта бюджетной эффективности относятся:
— притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
— доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
— платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
— платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);
— комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
— дивиденды
по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.
К оттокам бюджетных средств относятся:
— предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
— предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
— предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
— бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Составляются денежные потоки для определения бюджетной эффективности и рассчитываются обобщающие показатели бюджетной эффективности проекта. Для каждого уровня бюджета расчёты проводятся раздельно.
К показателям бюджетной эффективности относятся:
— чистый доход бюджета — это разница между накопленной суммой притоков денежных средств
в бюджет от реализации проекта и накопленной суммой оттоков бюджетных средств за весь срок реализации проекта;
— чистый дисконтированный доход бюджета — накопленное сальдо дисконтированного денежного потока бюджета;
— внутренняя норма доходности бюджета — этот показатель можно рассчитать только в том случае, если на первых шагах расчёта сальдо денежного потока бюджета от реализации проекта было отрицательным;
— индекс доходности гарантий — этот показатель рассчитывается в том случае, если ИП реализуется за счёт заёмных средств, предоставленных под гарантии бюджета. Рассчитывается как отношение чистого дохода бюджета к сумме гарантий.