Оценка тенденции в изменении структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ

Динамика доходов Федерального бюджета в 2004 году определялась, прежде всего, ростом экономики и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.

В структуре расходов федерального бюджета в январе-ноябре 2004 года по сравнению с тем же периодом 2003 года доля расходов на национальную оборону возросла на 1.0 п.п. (до 15.9%) к общей сумме расходов, на правоохранительную деятельность и судебную власть — на 1.8 п.п. (до 12.8%). Финансовая помощь бюджетам других уровней сократилась на 1.3 п.п. и составила 17.9% к общей сумме расходов.

Профицит федерального бюджета в 2004 году  более чем в 8 раз  превысил параметры, заложенные в законе о федеральном бюджете Российской Федерации на 2004 год. В целом за истекший год профицит федерального бюджета определился на уровне 700.9 млрд. руб. (4.2% ВВП), что на 2.5 п.п. ВВП выше уровня 2003 года (227.6 млрд. рублей).

В 2005 году показатели исполнения федерального бюджета по доходам оказались несколько лучше результатов  2006 года. Это объясняется значительными разовыми поступлениями 2005 года в счет погашения налоговой задолженности НК «ЮКОС», включая налоговые доходы и зачисление в федеральный бюджет трансфертов из бюджетов отдельных регионов.

Сопоставимые доходы федерального бюджета (без учета поступлений в результате погашения налоговой задолженности) в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились. Основной рост пришелся на таможенные поступления и был вызван благоприятной конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей.

Главным фактором роста доходов федерального бюджета стал рост мировых цен на нефть: средняя цена нефти марки “Юралс” за рассматриваемый период составила 61,1 долл. США за баррель против 50,6 долл. США в 2005 году. Как следствие, наибольший рост пришелся на налоги и сборы, связанные с добычей и экспортом углеводородного сырья.

Наиболее существенным негативным фактором стало уменьшение поступлений по НДС на товары
(работы, услуги), производимые на территории Российской Федерации, на 1,1 п.п. ВВП. Падение произошло из-за резкого увеличения объемов возмещения налога в результате изменения налогового законодательства. Так, согласно данным ФНС России суммы, фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов, в 2006 году составили 706 млрд. руб., что в 1,54 раза больше, чем в 2005 году. Кроме того, в 2006 году действовали переходные положения при изменении законодательства, которые обусловили увеличение объемов вычетов по данному налогу.

Согласно данным Минфина России, в 2007 году показатели исполнения федерального бюджета по доходам оказались лучше результатов 2006 года.

Такая ситуация объясняется значительными разовыми поступлениями в июне и октябре 2007 года в счет погашения налоговой задолженности НК «ЮКОС». Без учета указанных поступлений доходы федерального бюджета составили бы 21,9% ВВП и оказались бы ниже уровня прошлого года на 1,5 п.п. ВВП.

За исключением поступлений в счет погашения задолженности, основным фактором роста доходов федерального бюджета стал рост импорта, который привел к увеличению доходов по ввозным таможенным пошлинам и НДС на импортные товары. С другой стороны, наибольшее негативное влияние на формирование доходов федерального бюджета оказало укрепление рубля к доллару США, так как поступление ряда доходов непосредственно зависит от валютного курса (в частности ввозные таможенные пошлины, НДПИ и вывозные пошлины на нефть и др.).

Несмотря на рост мировых цен на энергоносители, 2007 год характеризовался снижением доли доходов, связанных с реализаций углеводородов (нефтегазовых доходов). Кроме укрепления национальной валюты влияние оказало также отставание роста физических объемов добычи и экспорта нефти от темпов роста экономики, а также снижение объемов экспорта газа.

В структуре непроцентных расходов федерального бюджета за 2006 год доля расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность составила 30% к общей сумме непроцентных расходов (уменьшение на 1,2 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Удельный вес межбюджетных трансфертов в 2006 году составил 36,5% к общей сумме непроцентных расходов, что также на 1,2 п.п. ниже значения 2005 года. С другой стороны, увеличились удельные веса расходов на национальную экономику (на 0,9 п.п. с 7,5% до 8,4%), здравоохранение и спорт (на 0,9 п.п. с 2,7% до 3,6%), образование (на 0,3 п.п. с 4,9% до 5,2%), жилищно-коммунальное хозяйство (на 1,1 п.п. с 0,2% до 1,3%).

Основной причиной высокого уровня расходов в 2007 году послужили единовременные перечисления средств федерального бюджета в объеме 550 млрд. руб. в уставные капиталы корпораций развития: 240 млрд. руб. — в государственную корпорацию «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», 180 млрд. руб. — в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», 130 млрд. руб. — в государственную корпорацию «Российская корпорация нанотехнологий». Без учета этих расходов непроцентные расходы составили бы 16% ВВП.

Следует также отметить, что объем расходов в 2007 году оказался на 549,2 млрд. руб. меньше, чем предусмотрено в бюджете с учетом внесенных поправок. Часть отклонения обусловлена неиспользованными ассигнованиями Инвестиционного фонда Российской Федерации. Указанные расходы будут производиться в будущих периодах. Другая часть вызвана поздним внесением поправок в закон о федеральном бюджете на 2007 год. Виду этого, отдельные дополнительные расходы даже не были профинансированы в отчетном году и будут осуществляться в текущем году. Необходимые для этого нормы уже внесены в закон о бюджете.

В 2007 году Минфин России продолжил проведение политики опережающего финансирования
расходов, проводимой с 2005 года. При таком подходе значительная часть расходных обязательств, запланированных на каждый квартал, финансируется в первом месяце соответствующего квартала. Так, в январе было профинансировано около 60% расходов, предусмотренных бюджетной росписью 1 квартала, в апреле – 75% объема на 2 квартал, в июле – 72% объема на 3 квартал.

В 2006 году профицит федерального бюджета, по данным Минфина России, определился на уровне 1995 млрд. руб., или 7,5% ВВП (в 2005 году 1612,8 млрд. руб., или также 7,5% ВВП годом ранее). Значительную часть превышения доходов над расходами составили поступления, обусловленные высокими ценами на нефть, которые подлежат перечислению в Стабилизационный фонд Российской Федерации в соответствии с правилами его формирования.

В 2007 году профицит федерального бюджета определился на уровне 1782,4 млрд. руб., или 5,4% ВВП (в 2006 году 1994,1 млрд. руб., или 7,4% ВВП). Значительную часть превышения доходов над расходами составили поступления, обусловленные высокими ценами на нефть, которые перечислялись в Стабилизационный фонд Российской Федерации в соответствии с правилами его формирования.

Как и в предшествующие годы, в условиях профицитного бюджета и роста объема Стабилизационного фонда, долговая политика была направлена на постепенное снижение внешнего долга и замещение его внутренними заимствованиями. Правительство Российской Федерации продолжило политику досрочного погашения внешнего долга за счет средств Стабфонда, хотя и в менее значительных объемах, чем в предшествующие годы.