Корпоративные облигации и облигационные займы: характеристика, доходность

Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.

Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя,
если это не противоречит законодательству Российской Федерации. Таким
образом облигация удостоверяет:

— факт предоставления владельцем бумаги денежных средств эмитенту в долг

— обязательство эмитента вернуть долг через определенное время

— право инвестора
получать в виде вознаграждения за предоставленные
денежные средства определенный процент от номинальной стоимости.

Облигация относится к категории эмиссионной ЦБ. Под ней
понимается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная,
которая характеризуется одновременно следующими признаками:

  • закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих   удостоверению, уступке и безусловному осуществлению

  • размещается выпусками

  • имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Под выпуском понимается совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения). Все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер.

Q = PNN

где     Q — объем выпуска облигаций, руб.

PN — номинальная стоимость, руб.

N — количество облигаций в выпуске, шт.

Цены на облигации, как и на акции, различны, что обусловлено разными этапами цикла
жизни ценных бумаг.

На бланке облигации напечатана  номинальная (нарицательная цена). Она служит базой для дальнейших расчетов и определяется делением общей суммы займа на число выпущенных облигаций:

PN = Q / N

где  PN — номинальная стоимость облигации, руб.;

Q — размер облигационного займа, руб.;

N — количество облигаций в займе, штук.

Как правило, номинальная стоимость облигаций устанавливается кратно 10, т.е. 10; 100; 1000 руб., и т.д.

На первичном рынке облигации размещаются по эмиссионной цене, которая может быть больше или меньше номинала, а также равна ему. Если цена, по которой инвестор приобретает бумагу, меньше нарицательной стоимости, говорят о дисконте, или скидке. При размещении облигации по цене больше номинала, идет речь о премии, или переплате.

На вторичном рынке ценных бумаг облигации продаются и покупаются по рыночной, или курсовой цене. Величина курса облигации зависит от условий займа и ситуации, сложившейся в данный момент на рынке облигаций:

Доходность облигации определяется двумя факторами:

— вознаграждением за предоставленный эмитенту заем (купонными  выплатами):

— приростом по курсовой стоимости, который появляется в момент
продажи бумаги на вторичном рынке как разница между ценой
погашения и приобретения, или продажи и покупки бумаги.

Купонные выплаты производятся ежегодно (иногда раз в квартал
или в полгода) и выражаются абсолютной величиной

  K =PN * iK * n

где  K — абсолютный размер купонных выплат за период n, руб.;

PN — номинальная стоимость, руб.

ik — ставка купонного дохода, коэффициент;

n — период начисления купонного дохода с момента покупки до продажи (или погашения), год.

Купонная доходность — это норма процента, которая указана на ценной
бумаге и равна

Текущая доходность — характеризует эффективность выплачиваемого годового процента на вложенный капитал, т.е. инвестиций.

где   iтек — текущая доходность, %;

PN — номинальная стоимость, руб.;

ik — ставка годового купона, коэффициент;

Po
— первоначальный капитал (цена приобретения), руб.

Полная совокупная доходность измеряется соотношением всех источников дохода за период займа к вложенному капиталу.

Ставка помещения (или среднегодовая доходность) определяется как сумма источников дохода за год к цене вложения.

где         iпом — ставка помещения (или среднегодовая доходность), %;

Кг — абсолютный размер годового купона, руб.;

Po — цена приобретения, руб.;

Pn — цена последующей продажи, руб.;

n — количество лет от момента покупки до продажи или погашения.