Монополия, её характерные черты
В условиях монополии потребителям противостоит единственный производитель — гигант, поэтому потребитель вынужден пользоваться продукцией монополиста и соглашаться на его ценовые условия, так как отсутствует конкуренция.
Основные черты монополии отражены на рисунке 1 .
Рисунок 1. Черты монополии
Всевластию монополиста помогает уникальность или незаменимость производимого им блага, а также полнота имеющейся информации об объеме рынка, изменениях объемов продаж и сведения о ценах, которые он сам же и устанавливает.
Монополистическая структура рынка защищена целой системой практически непреодолимых барьеров для вхождения в отрасль независимых конкурентов.
Основные барьеры — это:
1. преимущества крупного производства;
2. легальные барьеры:
— монопольное владение источниками сырья, землей;
— права на научно — технические достижения;
— санкционированные государством исключительные права;
3. нечестная конкуренция.
Монополия сопряжена с набором резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, плохое качество продукции, устарелость продукции, замедление технического прогресса, отсутствие сервиса, пренебрежение интересами потребителя, так как выбора у него нет.
Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.
В условиях конкуренции недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами. Всевластию же монополиста ничего не грозит в связи с непреодолимыми барьерами на пути в отрасль.
Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводя сознательную антимонопольную политику.