Ликвидность коммерческого банка
Ликвидность коммерческого банка — это способность коммерческого банка обеспечить своевременное погашение обязательств перед своими клиентами за счет имеющихся у него денежных средств; за счет продажи активов; за счет привлечения дополнительных денежных ресурсов из внешних источников по приемлемой цене. Ликвидность определяется степенью соответствия активов и пассивов банка по объемам и срокам.
Иначе говоря, ликвидность банка — это его способность своевременно и без потерь выполнять свои обязательства перед вкладчиками, кредиторами и другими клиентами. Обязательства банка складываются из реальных и условных.
Реальные обязательства отражены в балансе банка в виде депозитов до востребования, срочных депозитов, привлеченных межбанковских ресурсов, средств кредиторов.
Условные обязательства выражены забалансовыми пассивными (гарантии и поручительства, выданные банком, и др.) и забалансовыми активными операциями (неиспользованные кредитные линии и выставленные аккредитивы).
Для выполнения обязательств банк использует следующие ликвидные активы:
— денежную наличность, выраженную в остатках денег в кассе и на корреспондентских счетах (в Банке России и в других коммерческих банках);
— активы, которые можно быстро превратить в наличность;
— межбанковские кредиты, которые при необходимости можно получить с межбанковского рынка или от Банка России;
— другие привлеченные средства, например выпуск депозитных сертификатов и банковских векселей.
Различают ликвидность, накопленную банком (денежная наличность, высоколиквидные ценные бумаги), и покупную (вновь приобретенную) (привлеченные межбанковские кредиты, выпуск банковских векселей, депозитных и сберегательных сертификатов). Соблюдение этих признаков ликвидности банка (своевременное и без потерь выполнение обязательств) обусловлено внутренними и внешними факторами, определяющими качество деятельности банка и состояние внешней среды.
К числу внутренних факторов относятся:
— качество активов банка,
— качество привлеченных средств,
— сопряженность активов и пассивов по срокам,
— грамотный менеджмент,
— имидж банка.
Качество активов банка отражает три свойства: ликвидность, рисковость, доходность.
Ликвидность активов — способность активов без потерь трансформироваться в денежную наличность посредством их реализации или погашения обязательств должником (заемщиком), при этом степень возможных потерь обусловливается рисковостью активов.
По степени ликвидности активы банка подразделяются на несколько групп. Первую группу составляют первоклассные ликвидные активы:
— денежные средства банка, находящиеся в его кассе и на корреспондентских счетах;
— государственные ценные бумаги, находящиеся в портфеле банка.
Более высокая доля указанной группы ликвидных активов (первичного и вторичного резервов) необходима банкам, у которых значительны и нестабильны депозиты или ожидается увеличение спроса на ссуды.
Во вторую группу входят: краткосрочные ссуды юридическим и физическим лицам; межбанковские кредиты, факторинговые операции; корпоративные ценные бумаги, предназначенные для продажи. Они имеют более продолжительный период превращения в денежную наличность.
Третья группа активов охватывает долгосрочные вложения и инвестиции банка, в том числе долгосрочные ссуды, лизинговые операции, инвестиционные ценные бумаги.
Четвертая группа активов — неликвидные активы в виде просроченных ссуд, некоторые виды ценных бумаг, здания и сооружения.
Чем менее ликвидны активы, тем выше их рисковость, т.е. потенциальная возможность потерь при превращении активов в денежные средства.
Доходность активов — это их способность приносить банку доход. По этому критерию активы подразделяются на приносящие доход (ссуды, вложения в ценные бумаги и др.) и не приносящие дохода (денежные средства на корреспондентском счете в ЦБ РФ, здания и сооружения и др.).
Ликвидность банка определяется также качеством привлеченных средств, т.е. ликвидностью обязательств, стабильностью депозитов и умеренной зависимостью от внешних заимствований.
Ликвидность обязательств характеризует быстроту их погашения и степень возобновляемости для банка при поддержании общего объема привлеченных средств на определенном уровне, отражает их срочную структуру.
Серьезное влияние на ликвидность банка оказывает сопряженность активов и пассивов по суммам и срокам. Выполнение банком обязательств перед клиентом предполагает согласование сроков, на которые инвестируются денежные средства, с теми, на которые предоставили их вкладчики. Игнорирование этого правила банком, работающим преимущественно на привлеченных ресурсах, приводит к невозможности своевременного выполнения им обязательств перед кредиторами.
Соотношение активов и пассивов банка, а также его условных обязательств за период (на конкретную дату) определяет состояние ликвидной позиции банка. При оценке влияния состояния ликвидной позиции банка на его ликвидность важно иметь в виду не столько наличие несоответствий в объеме активов и пассивов по срокам, сколько уровень этого несоответствия по отношению к общим обязательствам, а также динамику таких несоответствий.
К внутренним факторам ликвидности банка относится менеджмент, т.е. система управления деятельностью банка в целом и ликвидностью в частности. Качество управления банком определяется: содержанием банковской политики; рациональной организационной структурой, позволяющей решать стратегические и текущие задачи; механизмом управления активами и пассивами банка; четкостью процедур, в том числе касающихся принятия ответственных решений.
Ликвидность банка обусловливает такой фактор, как имидж. Положительный имидж банка дает ему преимущество перед другими банками в привлечении ресурсов, обеспечивает стабильность депозитной базы и развитие связей с иностранными партнерами.
К внешним факторам ликвидности банков относятся: политическая и экономическая обстановка в стране, развитие рынка ценных бумаг и межбанковского рынка, система рефинансирования Банком России коммерческих банков, эффективность его надзорных функций.