Корпоративный сектор экономики

При  всём  многообразии  хозяйствующих  субъектов  ключевую  роль  в  современной  рыночной  экономике  играют  корпорации. Они  образуют  корпоративный  сектор  экономики. За  последние  десятилетия  термин  «корпоративный  сектор  экономики»  прочно  вошёл  в  экономическую  теорию  и  практику  современного  российского  бизнеса. Крупные  корпорации  занимают  доминирующее  положение  в  реальном  секторе  российской  экономики.  Это  соответствует  и  зарубежной  практике.  Так, в  США  на  долю  корпораций,  занимающих  5 % общего  количества  компаний, приходится  80 % объёма  продаж.

Чаще  всего  корпорации  организуются  в  форме  акционерного  общества (АО).  Крупные  АО  образуют  корпоративный  сектор  экономики  и  используют  современные  и  разнообразные  технологии  ведения  бизнеса  в  рыночных условиях.

Обобщение  опыта  работы  российских  корпораций  показывает, что  крупные  компании,  как  правило,  более  эффективны  по  сравнению  со  средними  и  малыми  предприятиями. Превосходство  крупнейших  компаний  по  уровню  рентабельности  отмечается  практически  во  всех  отраслях. 

Процесс  формирования  интегрированных  корпоративных  структур  в  отечественной  экономике  определяется  условиями  конкуренции  на  внешнем  и  внутреннем  рынках.  Общеэкономическими  мотивами  объединения  промышленных  предприятий  с  торговыми,  кредитно-финансовыми, научными  организациями  является,  в  частности,  возможности:

— снижения  производственных  и  трансакционных  издержек;

— повышения  инвестиционной  привлекательности  бизнеса  и  его  устойчивости  в  условиях  колебания  экономической  конъюнктуры;

— концентрации  инвестиционных  ресурсов  на  приоритетных  направлениях  производства.

Процессы  корпорирования,  использующие  преимущества корпорации как формы  организации  бизнеса, являются определяющими на современном этапе развития  интегрированных  структур. На этой основе наиболее распространены   концерны, холдинги, бизнес — альянсы. 88888

Исследование  и  обобщение  причин  создания и  деятельности финансово — промышленных  групп (ФПГ)  позволили  выявить  основные  факторы их  формирования, которые  следует отнести  к  доминирующим  факторам  развития  интеграционных  экономических  процессов  в целом. К  ним  относятся факторы  организационного оформления  и  развития финансового капитала, технологические (достижение эффектов  масштаба, усреднения,  синергии),  рыночные (экономия на трансакционных издержках)  и  управленческие. 

Анализ  организации  и  функционирования  российских  ФПГ позволил  сформулировать  основные  признаки  современного интеграционного  процесса  на  базе  формирования  структур финансово — промышленного  типа:

— усиление  консолидационных  процессов  на преимущественной  основе  института  доверительного управления,  стратегического  партнерства,  концентрации собственности  при  ее  переделе;

— ранжирование активов  объединения,  итогом  которого является  их  обособление/присоединение  по критерию значимости  для  реализации  стратегии  группы;

— активизация  участия  финансового  капитала  в обеспечении  устойчивости  позиционирования  группы  на соответствующих  рынках.

Совокупность  созданных  корпоративных  объединений  указывает  на преобладание  конгломератных  форм  финансово — промышленных  групп, что  связано  с  процессами  приватизации  и  раздела  собственности  на фоне  попыток  структурного  упорядочения  российской  экономики  в процессе  ее  интегрирования  в  мировую  хозяйственную  систему. 

У  России  есть  свои  собственные  проблемы  в  области  корпоративного  управления.  Основная  задача  —  вывести  его  на  международный уровень. Но  в  особых  российских  условиях  простое  копирование  тех шагов, которые  сейчас  совершаются  на  Западе, пока  не  является актуальным  способом  решения  указанных  задач.

Развитие  корпоративного  управления  в  России  находится  пока  только в начальной стадии, есть  своя  специфика. Например, во всех  рыночных  странах законодательство  и  принципы  корпоративного  управления  построены  на разделении  собственности  и  управления  и  направлены  на  контроль собственника  над  менеджментом. В  России  же  собственники  и менеджеры  зачастую почти  не  видят  различий  между  своим  карманом  и кассой  предприятия,  и, соответственно,  перевод  денег  и  активов  в дочерние  и  офшорные  компании  является  нормальной  практикой.

Большинству  менеджеров  российских  компаний  не  хватает  опыта. Глобализация усиливает международную  конкуренцию, новые  технологии меняют методы ведения  бизнеса, появляются  новые  рынки  и  новые риски, а  российские  менеджеры  еще  так  и  не  научились  управлять сложными  проектамиперсоналом,  временем, мыслить  в долгосрочной перспективе  и контролировать  риск, и многие инстинктивно сопротивляются изменениям  вместо  того,  чтобы  делать  свои  организации  более гибкими.

Есть  и  много  других  проблем,  но  все  они подтверждают  основной вывод:  эволюции  капитализма  в России  нужно помогать, чтобы наши компании  могли  начать  реально конкурировать  с иностранными корпорациями   и  чтобы они  стали  более  привлекательными  как  для западных, так  и  для  отечественных  инвесторов.

В  стране  уже  есть  и  появляются  новые  компании  с  достаточно хорошими  показателями  в области  прозрачности  и  корпоративного управления. Рейтинг  корпоративного  управления  российских  компаний (CORE-рейтинг)  показывает,  что  в  некоторых  фирмах  корпоративное управление  заметно  улучшается,  а  в  некоторых  быстро  ухудшается, приводя  к  увеличению  разрыва  между  лучшими и  худшими компаниями.

Качество  корпоративного  управления  улучшилось  в  таких компаниях, как  «Норильский  никель» (на 7,9%), ЮКОС (на 6,1%) и  «ЛУКойл»  (на 5,5%). Ухудшения  зафиксированы  в  компаниях  «Башинформсвязь»   (на 8 %),  «Уралсвязьинформ»  (на 4,1%) и «АвтоВАЗ» (на 3,5%).

Главное, что  отличает  лидеров  —  это  понимание  того, что  ориентация  на последовательные  стабильные  улучшения  в  корпоративном  управлении может  реально  повысить  рыночную  стоимость  компании  и  сделать  ее более  конкурентоспособной.

В  условиях  развития   российской  модели  корпоративного  управления    нужным  и  своевременным  стало  принятие «Кодекса корпоративного управления». Россия достигла хорошего уровня политической и макроэкономической стабильности, были запущены важные реформы, особенно в области налогового режима и пенсионной системы, многие компании успешно прошли реструктуризацию. Теперь нужно увеличивать инвестиционную привлекательность страны, чему может помочь упомянутый кодекс. Но он должен носить исключительно рекомендательный характер, быть ориентиром для компаний, желающих улучшить свое корпоративное управление.