Каналы товародвижения

Выбор каналов товародвижения продукции является сложным управленческим решением, поскольку выбранные каналы самым непосредственным образом влияют на все другие решения в сфере маркетинга.

Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал товародвижения.

Использование посредников в сфере обращения выгодно, прежде всего, для производителей. В этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта.

С помощью посредников возможно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции: нетрудно убедиться (рис. 1), что при трех производителях и трех потребителях продукции количество связей между ними будет равно девяти. Участие же посредника в реализации продукции сокращает количество связей до шести.

Рис. 1.   Количество связей

В качестве посредников могут выступать снабженческо — сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины. Среди основных причин, обусловливающих использование посредников, можно выделить следующие:

  • организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов;

  • создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения.

Посредники благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведение его до целевых рынков.

Предприятия в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы товародвижения, методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.

Канал товародвижения принимает на себя и помогает передать   кому-либо другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Канал товародвижения можно трактовать и как путь (маршрут) передвижения товаров от производителей к потребителям. Участники каналов товародвижения выполняют ряд функций, способствующих успешному решению требований маркетинга. К ним следует отнести следующие функции:

  • проведение научно-исследовательской работы;

  • стимулирование сбыта;

  • налаживание контактов с потенциальными потребителями;

  • изготовление товаров в соответствии с требованиями покупателей;

  • транспортировка и складирование товаров;

  • финансирование;

  • принятие ответственности за функционирование канала распределения.