Каналы товародвижения
Выбор каналов товародвижения продукции является сложным управленческим решением, поскольку выбранные каналы самым непосредственным образом влияют на все другие решения в сфере маркетинга.
Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал товародвижения.
Использование посредников в сфере обращения выгодно, прежде всего, для производителей. В этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта.
С помощью посредников возможно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции: нетрудно убедиться (рис. 1), что при трех производителях и трех потребителях продукции количество связей между ними будет равно девяти. Участие же посредника в реализации продукции сокращает количество связей до шести.
Рис. 1. Количество связей
В качестве посредников могут выступать снабженческо — сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины. Среди основных причин, обусловливающих использование посредников, можно выделить следующие:
-
организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов;
-
создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения.
Посредники благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведение его до целевых рынков.
Предприятия в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы товародвижения, методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.
Канал товародвижения принимает на себя и помогает передать кому-либо другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Канал товародвижения можно трактовать и как путь (маршрут) передвижения товаров от производителей к потребителям. Участники каналов товародвижения выполняют ряд функций, способствующих успешному решению требований маркетинга. К ним следует отнести следующие функции:
проведение научно-исследовательской работы;
стимулирование сбыта;
налаживание контактов с потенциальными потребителями;
изготовление товаров в соответствии с требованиями покупателей;
транспортировка и складирование товаров;
принятие ответственности за функционирование канала распределения.