Ёмкость рынка

Ёмкость рынка — это верхний предел, к которому стремится спрос. Это потенциальный, максимально возможный спрос. Объем рыночного спроса определяет некоторую долю от емкости рынка.

Очень многое зависит от своевременности и точности оценки емкости рынка и объема сбыта. Прогноз сбыта ориентирован прежде всего на объем продаж конкретных изделий.

Менеджер определяет, из каких видов продукции, которые фирма в принципе способна выпускать, в соответствии с имеющимся оборудованием, технологией, источниками снабжения и многими другими факторами, характеризующими любую хозяйственную деятельность, выбрать те изделия, которые будут пользоваться наибольшим спросом у потребителей.

На основе оценки сбыта принимаются решения о том, куда и в каких объемах направлять инвестиции, какие дополнительные мощности потребуются фирме и через какой период времени, какие новые источники снабжения следует ввести в действие, какого рода конструкторские разработки или технические новинки предстоит внедрить.

Потенциальные размеры сбыта являются отправной точкой деятельности для всех подразделений фирмы. Производственные и технологические службы нуждаются в них, чтобы определить ассортимент выпускаемой продукции, подготовить необходимое оборудование. Службы материально — технического снабжения определяют графики поставок сырья и материалов,  размеры партий комплектующих изделий, финансовые службы — объем оборотных средств, расходы на оплату труда и прочие затраты.

Представление о емкости рынка и объемах сбыта являются решающим фактором для определения и других направлений деятельности фирмы (например, при выявлении потребностей в сырье, капиталовложениях).

Центральным пунктом работы в этой области является определение следующих показателей:

  • краткосрочные — реализация каждого вида продукции; сбыт по географическим направлениям; по видам покупателей; цены конкурентов; целевые установки торговому персоналу; уровень запасов;

  • среднесрочная сумма продаж по категориям продукции; цены; общеэкономические условия;
    особенности продвижения товаров
    на рынке; внедрение новой продукции;

  • долгосрочный общий объем сбыта по категориям продукции;  основные точки насыщения рынка; предложение рынку новой продукции; вывод с рынка не пользующейся спросом продукции и т.п.

Связь между показателями емкости рынка, объемами сбыта и бюджетом можно определить следующим образом:

— делается оценка будущего сбыта конкретной комбинации товаров и услуг в натуральном выражении и по стоимости   за определенный   период   времени   (кратко-, средне-, долгосрочный) с учетом фактических и потенциальных клиентов;

— формируется бюджет (финансовый документ о вероятных доходах, расходах и количестве проданной продукции за определенный период времени, который должен  быть рассмотрен и утвержден управляющими, ответственными за деятельность компании).