Инвестиционный рейтинг регионов

Комплексным критерием оценки деятельности региональных властей по созданию благоприятных условий для инвесторов, ведения бизнеса и жизни населения является инвестиционный рейтинг регионов. Рейтинг крупнейшего независимого агентства «Эксперт РА» — это взаимосвязанная оценка двух осей инвестиционной привлекательности: риска и потенциала. В оценке инвестиционного риска учитывается семь факторов: политический, экономический, социальный, криминальный, экологический, финансовый и законодательный. Агентство проводит рейтинги в течение 11 лет. На этот рейтинг опираются такие страны, как Германия и Польша, а также Американская и Британская торговые палаты.

В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России по итогам 2005-2006 годов уже второй год подряд первое место присвоено Санкт-Петербургу в основной номинации «За минимальный инвестиционный риск в 2005/06 гг.». В дополнительной номинации «За высокую эффективность управления регионом» — Санкт-Петербург также получил первое место. В другой дополнительной номинации «За лучший социальный климат» Петербург занял третье место.

Рейтинговое агентство «Эксперт» занимает ведущие позиции по оценке инвестиционного климата в регионах России. Им в ходе оценки составляющих инвестиционного климате — инвестиционного риска и потенциала — используется около двух сотен исходных количественных и качественных характеристик.

Основными информационными источниками являются собираемые ежегодно по всем регионам и по единой методике данные Федеральной службы госстатистики РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Центробанка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства внутренних дел РФ, а также базы данных Рейтингового агентства «Эксперт РА» и новостных лент российских информационных агентств. При оценке законодательного риска используется справочная правовая система «КонсультантПлюс». При составлении рейтинга также используется информация по законодательству, стратегиям и программам регионального развития, представленная на сайтах регионов в Интернете, а также присланная администрациями отдельных субъектов федерации по собственной инициативе.

Рейтинговое агентство «Эксперт» формирует информативную картину в плоскости риск-потенциал регионов России. С одной стороны, она позволяет оценить масштабы бизнеса, к которым готов регион; с другой — насколько рискованно этот бизнес развивать.

Собственно рейтингом является распределение регионов по значениям совокупного потенциала и интегрального риска на 12 групп. По результатам исследования все регионы в 2005 году распределились между следующими группами:

— максимальный потенциал — минимальный риск (1A);

— высокий потенциал — умеренный риск (1B);

— высокий потенциал — высокий риск ( 1C
, в настоящем рейтинге в эту группу не вошел ни один регион);

— средний потенциал — минимальный риск (2A, в этой группе на этот раз тоже нет ни одного региона);

— средний потенциал — умеренный риск (2B);

— средний потенциал — высокий риск ( 2C
);

— низкий потенциал — минимальный риск (3A);

— пониженный потенциал — умеренный риск (3B1);

— пониженный потенциал — высокий риск (3C1);

— незначительный потенциал — умеренный риск (3B2);

— незначительный потенциал — высокий риск (3C2);

— низкий потенциал — экстремальный риск (3D).

В таблице 1 представлен рейтинг инвестиционной привлекательности Волгоградской области, составленный рейтинговым агентством «Эксперт РА».

Таблица 1.Рейтинг инвестиционной привлекательности Волгоградской области («ЭкспертРА», 1997-2003 гг.)

Информационное агентство AK&M при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства финансов РФ, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами провели в Москве круглый стол «Регионы России — инвестиционная привлекательность и кредитоспособность».

Возможные источники финансирования и условия повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, проблемы правильного использования рейтинговых инструментов, оценки кредитоспособности российских регионов стали основными темами встречи.

В работе круглого стола приняли участие представители Министерства регионального развития РФ, представители Управления внешних связей Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ), главы администраций субъектов РФ, руководители российских и зарубежных инвестиционных компаний и банков, профессиональных ассоциаций.

Начальник отдела информационного обеспечения Управления внешних связей Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Кирилл Иванов отметил, что создание ОЭЗ даст регионам возможность показать свою инвестиционную привлекательность. Например, такие мировые гиганты, как Motorola и Siemens, уже проявили интерес к российским особым экономическим зонам. «В Зеленограде планируется создание крупного центра программирования, который сможет конкурировать с аналогичными образованиями в Китае и Индии», – сообщил К. Иванов. Он также высказал мнение, что кадровый потенциал в области программирования и инжиниринга позволит России успешно конкурировать со странами Азии.

«Помочь регионам в борьбе за инвестора должны в первую очередь государственные инвестиции, — утверждает председатель Комитета государственных заимствований города Москвы Сергей Пахомов. — И направлять их нужно на создание энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры. Решить проблемы в данных областях может и должно только государство, тогда и инвестор непременно придет на эту территорию».

Примерами наилучшего сочетания государственного и частного инвестирования стали Калужская и Смоленская области: эти регионы не просто находятся в сравнительной близости от делового центра страны — Москвы — и расположены на основных транспортных ветках, связывающих Россию с Европой, но и активно используют свои преимущества. По словам первого заместителя губернатора Смоленской области Александра Щёлокова, сегодня благодаря активной работе администрации регион перестал быть исключительно аграрным, как в советское время. Сейчас это активно развивающийся промышленный субъект Федерации. Региональными властями на данный момент отобрано 120 инвестиционных площадок. На 70% из них можно разместить промышленное производство, 55% обеспечены всеми коммуникациями, 30% имеют выход к железнодорожному транспорту.

В завершение мероприятия представители регионов пришли к единому мнению: в современных условиях для успешного привлечения инвесторов властям субъектов РФ необходимо создавать стратегии развития на средне- и долгосрочную перспективу. Некоторые области, особенно входящие в Центральный федеральный округ, начинают испытывать избыток инвестиционных предложений. Но пока на карте России еще много мест, куда не ступала нога инвестора.