Формирование методологических принципов марксистской политэкономии

Политическая экономия использует общефилософские приёмы научного познания: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, единство логического и исторического подходов.

Марксизм создал метод материалистической диалектики и применил его к изучению производственных отношений общества. Диалектический материализм видит единственный критерий истины в соответствии полученных наукой выводов объективной действительности. Это обусловливает творческий характер марксистской политической экономии.

В процессе познания политическая экономия берёт за исходное конкретное экономическое явление и с помощью научной абстракции отсекает всё вторичное, случайное, всё, что характеризует его внешние признаки, и шаг за шагом раскрывает сущность экономических процессов. В процессе дальнейшего движения научной мысли совершается восхождение от абстрактного к конкретному, от простого к сложному, излагается и анализируется система экономических категорий и законов. Метод научной абстракции требует изучения экономических отношений в их наиболее развитом виде, т. е. тогда, когда они достигают наивысшей степени зрелости, и в то же время предполагает, что они рассматриваются в состоянии движения, развития, а не в застывшем виде.

Марксистский диалектический метод требует единства качественного и количественного анализа экономических процессов, в котором примат остаётся за качественным, социально-экономическим анализом. Последовательное применение диалектического метода предполагает и обогащение процесса исследования современными научными достижениями (системный анализ, использование экономико-математических моделей и т.д.).

Марксизм не был простым продолжением или завершением прежних философских, социологических и экономических учений и систем: возникновение марксизма означало подлинную революцию в науке. Маркс и Энгельс критически усвоили и творчески переработали все рациональное, подлинно научное, правильное в существовавшей до тех пор передовой философской мысли и создали новую, высшую форму философского материализма — диалектический материализм.

Применив диалектический материализм к изучению человеческого общества, Маркс и Энгельс разработали теорию исторического материализма. В основу ее была положена та мысль, что не сознанием людей определяется их бытие, а, наоборот, общественным бытием определяется общественное сознание. Отсюда следовал вывод, что основой исторического развития общества являются не изменения в области идеологии (в развитии философских, политических и религиозных идей), а изменения в условиях материальной жизни общества, в способе производства материальных благ, т. е. в производительных силах и в производственных отношениях.

Таким образом, теория исторического материализма раскрывала объективные законы развития человеческого общества. Подчеркивая значение этого научного открытия, Ленин писал: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий…»