Финансовое планирование на предприятии
Финансовое планирование — процесс оценки и выбора проекта капитальных вложений, а также его формализация в виде бюджета или финансового плана.
Финансовое планирование подразумевает:
— выявление потребностей в капиталовложениях;
— анализ альтернативных вариантов удовлетворения этих потребностей;
— подготовку доклада для менеджеров;
— выбор лучшей альтернативы;
— распределение имеющихся ресурсов между различными направлениями инвестирования.
Финансовое планирование является одним из важнейших составных элементов управления финансами.
Последовательность планирования обычно такова:
-
определение целей;
-
моделирование будущего состояния предприятия;
-
определение способов его достижения;
-
декомпозиция заданных (желаемых) результатов в цели и постановка задачи исполнителям, которые сами определят способы их достижения.
Планирование, таким образом, представляет собой:
-
систематическую постановку целей и разработку мероприятий по их достижению; -
моделирование (проектирование) основных параметров деятельности предприятия, взаимосвязей между ними и определение условий и сроков их достижения;
-
систематическую подготовку управленческих решений, связанных с будущими событиями (подготовка к будущему).
Важными моментами при составлении финансового плана являются: определение размера выручки от продажи продукции, затрат на производство и реализацию продукции, расчет амортизационных отчислений, исчисление плановой прибыли и оценка потребности в оборотных средствах.
Планирование выручки может быть:
— годовым
— квартальным
— оперативным
Существует 2 метода планирования выручки:
1) Расчетный. При расчетном методе предварительно планируются объемы производства продукции на основе производственной мощности предприятия, а исходя из них планируется объем продаж.
Этот метод используют предприятия, ориентированные на сбыт.
В = ТП + Он – Ок,
где ТП — товарная продукция, планируемая к выпуску, планируется на основе производственной программы предприятия.
Он — остатки нереализованной товарной продукции на начало планируемого периода в ценах предшествующего периода, планируется по данным бухгалтерского учёта.
Ок — остатки нереализованной товарной продукции на конец планируемого периода в плановых ценах.
Поскольку учет остатков ведется не в ценах, а по производственной себестоимости, то используется коэффициент пересчета.
К пер. = ТП отчетного периода / СТППР отчетного периода, где
СТППР отчетного периода — производственная себестоимость товарной продукции отчетного года.
Он = СОн * К пер., где СОн — себестоимость остатков на начало
Ок = ТПIV / 90 * Nз, где
ТПIV — товарная продукция, планируемая к выпуску в IV квартале
90 — количество дней в квартале
Nз — норма запаса готовой продукции, в днях.
2) Метод прямого счета. Предварительно прогнозируется объем продаж на основе маркетинговых исследований оценки емкости рынка. Этот метод используют предприятия, ориентированные на маркетинг.
В = ОП * Ц, где
ОП — прогнозируемые объемы продаж, Ц — плановая цена
Объем производства продукции рассчитывается исходя из объема продаж.
ТП = В – Он + Ок.
Состав остатков нереализованной продукции зависит от метода учета выручки. При методе начислений (по отгрузке) они включают только остатки продукции на складе. А при кассовом методе, кроме того, еще отгруженную, но не оплаченную продукцию.
Планирование себестоимости продукции.
Себестоимость товарной продукции определяется путем составления сметы затрат на производство и реализацию продукции.
Себестоимость реализуемой продукции определяется по формуле:
СРП = СТПполн + СОнпр – СОкпр, где
СТПполн — плановая полная себестоимость товарной продукции, определяется по смете.
СОнпр — фактическая производственная себестоимость остатков готовой продукции, не реализованных в начале планируемого периода, определяется по данным БУ.
СОкпр — плановая производственная себестоимость остатков готовой продукции на конец периода.
При годовом планировании себестоимость реализуемой продукции определяется по формуле:
СОкпр = СIVпр / 90 * Nз, где
СIVпр — плановая производственная себестоимость IV квартала ( берется из сметы)
Nз — норма запаса готовой продукции, в днях.
Планирование прибыли.
План по прибыли является важнейшей составной частью финансового плана предприятия.
Существуют следующие методы планирования прибыли:
1)
Метод прямого счета, в том числе:
1.1
укрупненный , используется при небольшом ассортименте продукции. Прибыль от продажи продукции определяется:
Ппр = В – С
В = ТП + Он – Ок
С = С тп + С он – С ок
= Ппр = Птп + Пон — Пок
1.2 поассортиментный, используется, если ассортимент продукции велик, прибыль рассчитывается по каждой ассортиментной позиции отдельно.
Ппр = Sni=1 Птпi + Пон — Пок
2)
Аналитический метод, позволяет проанализировать и учесть влияние различных факторов на плановую прибыль. За основу расчетов берутся данные прошлого года, поэтому план можно рассчитать только по той продукции, которая выпускалась в прошлом году (сравниваемая). Планирование осуществляется в 3 этапа:
1. определение базовой рентабельности по данным отчетного года.
Рб = П отч. / С отч. * 100 %
В расчет принимаются ожидаемые величины прибыли и себестоимости отчетного года.
2. определение плановой себестоимости с учетом изменения объемов производства и плановой прибыли на основе базовой рентабельности.
Ппл = Спл * Рб
3. учитываются влияния различных факторов на величину плановой прибыли ( изменение себестоимости, ассортимента и качества продукции, цен).
3)
Факторный метод отличается тем, что позволяет в большей степени учесть влияние инфляции на финансовый результат.
Включает следующие этапы:
1.
расчет базовых показателей за предшествующий год;
2.
постановка целей хозяйственной деятельности;
3.
прогнозирование индексов инфляции;
4.
расчет плановой прибыли.
Индексы инфляции прогнозируются предприятием самостоятельно, на основе данных за прошлые периоды и экспертных оценок.
В основном необходимы 4 индекса инфляции:
— индекс изменения цен на продукцию предприятия, влияет на плановый размер выручки.
— индекс изменения покупных цен на сырье, материалы, топливо, энергию; влияет на плановую величину материальных затрат.
— индекс изменения стоимости основных средств, влияет на амортизационные отчисления.
— индекс изменения зарплаты, влияет на плановые расходы на оплату труда.