Финансовое планирование на предприятии

Финансовое планирование — процесс оценки и выбора проекта капитальных вложений, а также его формализация в виде бюджета или финансового плана.

Финансовое планирование подразумевает:

— выявление потребностей в капиталовложениях;

— анализ альтернативных вариантов удовлетворения этих потребностей;

— подготовку доклада для менеджеров;

— выбор лучшей альтернативы;

— распределение имеющихся ресурсов между различными направлениями инвестирования.

Финансовое планирование является одним из важнейших составных элементов управления финансами.

Последовательность планирования обычно такова:

  • определение целей;

  • моделирование будущего состояния предприятия;

  • определение способов его достижения;

  • декомпозиция заданных (желаемых) результатов в цели и постановка задачи исполнителям, которые сами определят способы их достижения.

Планирование, таким образом, представляет собой:

  1.  
    систематическую постановку целей и разработку мероприятий по их достижению;

  2. моделирование (проектирование) основных параметров деятельности предприятия, взаимосвязей между ними и определение условий и сроков их достижения;

  3. систематическую подготовку управленческих решений, связанных с будущими событиями (подготовка к будущему).

Важными моментами при составлении финансового плана являются: определение размера выручки от продажи продукции, затрат на производство и реализацию продукции, расчет амортизационных отчислений, исчисление плановой прибыли и оценка потребности в оборотных средствах.

Планирование выручки может быть:

—         годовым

—         квартальным

—         оперативным

Существует  2 метода планирования выручки:

1) Расчетный.   При расчетном методе предварительно планируются объемы производства продукции на основе производственной мощности предприятия, а исходя из них планируется объем продаж.

Этот метод используют предприятия, ориентированные на сбыт.

В = ТП + Он – Ок,

где  ТП — товарная продукция, планируемая к выпуску, планируется на основе производственной программы предприятия.

Он — остатки нереализованной товарной продукции на начало планируемого периода в ценах предшествующего периода, планируется по данным бухгалтерского учёта.

Ок — остатки нереализованной товарной продукции на конец планируемого периода в плановых ценах.

Поскольку  учет остатков ведется не в ценах, а по производственной себестоимости, то используется коэффициент пересчета.

К пер. = ТП отчетного периода / СТППР отчетного периода, где

СТППР отчетного периода — производственная себестоимость товарной продукции отчетного года.

Он = СОн * К пер., где СОн — себестоимость остатков на начало

Ок = ТПIV / 90 * Nз, где

ТПIV — товарная продукция, планируемая к выпуску в IV квартале

90 — количество дней в квартале

Nз — норма запаса готовой продукции, в днях.

2) Метод прямого счета. Предварительно прогнозируется объем продаж на основе маркетинговых исследований оценки емкости рынка. Этот метод используют предприятия, ориентированные на маркетинг.

В = ОП * Ц, где

ОП — прогнозируемые объемы продаж, Ц — плановая цена

Объем производства продукции рассчитывается исходя из объема  продаж.

ТП = В – Он + Ок.

Состав  остатков нереализованной продукции зависит от метода учета выручки. При методе начислений (по отгрузке) они включают только остатки продукции на складе. А  при кассовом методе, кроме того, еще отгруженную, но не оплаченную продукцию.

Планирование себестоимости продукции.

Себестоимость  товарной продукции определяется путем составления сметы затрат на производство и реализацию продукции.

Себестоимость  реализуемой продукции определяется по формуле:

СРП = СТПполн + СОнпр – СОкпр, где

СТПполн — плановая полная себестоимость товарной продукции, определяется по смете.

СОнпр — фактическая производственная себестоимость остатков готовой продукции, не реализованных в начале планируемого периода, определяется по данным БУ.

СОкпр — плановая производственная себестоимость остатков готовой продукции на конец периода.

При годовом планировании себестоимость  реализуемой продукции  определяется по формуле:

СОкпр = СIVпр / 90 * Nз, где

СIVпр — плановая производственная себестоимость IV квартала ( берется из сметы)

Nз — норма запаса готовой продукции, в днях.

Планирование  прибыли.

План по прибыли является важнейшей составной частью финансового плана предприятия.

Существуют следующие методы планирования прибыли:

1)     
Метод прямого счета, в том числе:

1.1   
укрупненный , используется при небольшом ассортименте продукции. Прибыль от продажи продукции определяется:

Ппр = В – С

В = ТП + Он – Ок

С = С тп + С он – С ок

= Ппр = Птп + Пон — Пок

1.2   поассортиментный,  используется, если ассортимент продукции велик, прибыль рассчитывается по каждой ассортиментной позиции отдельно.

Ппр = Sni=1 Птпi + Пон — Пок

2)     
Аналитический метод, позволяет проанализировать и учесть влияние различных факторов на плановую прибыль. За основу расчетов берутся данные прошлого года, поэтому план можно рассчитать только по той продукции, которая выпускалась в прошлом году (сравниваемая). Планирование осуществляется в 3 этапа:

1. определение базовой рентабельности по данным отчетного года.            

Рб = П отч. / С отч. * 100 %

В расчет принимаются ожидаемые величины прибыли и себестоимости отчетного года.

2. определение плановой себестоимости с учетом изменения объемов производства и плановой прибыли на основе базовой рентабельности.

Ппл = Спл * Рб

3. учитываются влияния различных факторов на величину плановой прибыли ( изменение себестоимости, ассортимента и качества продукции, цен).

3)     
Факторный метод отличается тем, что позволяет в большей степени учесть влияние инфляции на финансовый результат.

Включает следующие этапы:

1.     
расчет базовых показателей за предшествующий год;

2.     
постановка целей хозяйственной деятельности;

3.     
прогнозирование индексов инфляции;

4.     
расчет плановой прибыли.

Индексы инфляции прогнозируются предприятием самостоятельно, на основе данных за прошлые периоды и экспертных оценок.

В основном необходимы 4 индекса инфляции:

— индекс изменения цен на продукцию предприятия, влияет на плановый размер выручки.

— индекс изменения покупных цен на сырье, материалы, топливо, энергию; влияет на плановую величину материальных затрат.

— индекс изменения стоимости основных средств, влияет на амортизационные отчисления.

— индекс изменения зарплаты, влияет на плановые расходы на оплату труда.