Финансовая отчетность, как информационная база финансового менеджмента

Финансовая  отчетность — это совокупность форм отчетности  по  данным финансового учета, содержащих обобщенную информацию о финансовом положении предприятия и его изменениях в течение отчетного периода.

У финансовой отчетности  предприятия  существуют различные пользователи:

1.     
внутренние:  к  ним относится:

—        
управленческий персонал, использует отчетность для  анализа, финансовой диагностики и обоснования управленческих решений.  Финансовый менеджер должен знать, какую информацию получат внешние пользователи  и как она повлияет на их решения;

—        
бухгалтерская служба, ведет учет, составляет отчетность, использует  ее в работе.

2.     
внешние  пользователи, могут быть 2-х видов:

—         пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия:  собственники, кредиторы, хозяйственные  партнеры, государство  в  лице налоговых органов, работники предприятия.

—         пользователи, косвенно заинтересованные в деятельности предприятия: используют отчетность, представляя  интересы других сторон:  аудиторские  службы, консультанты по финансовым вопросам, статистические органы, пресса и др.

По  отношению  к  финансовой отчетности должен  соблюдаться  принцип соответствия  вложенной и востребованной информации:

1)                              бухгалтер, составляющий отчет , должен не только владеть техникой и правилами представления данных в установленной  форме, но  и  понимать полезность этих  данных для анализа  (уметь анализировать)

2)                              руководитель  должен понимать, что необходимые для его работы данные включены в отчет и могут быть востребованы, уметь читать отчетность.

Для  финансового менеджера  наибольший интерес представляют следующие формы отчетности:

—  форма  №  1  (бухгалтерский баланс) – характеризует финансовое положение  предприятия на определенную  дату, содержит подробную характеристику ресурсов.  В  активе  ресурсы  представлены  по составу и направлениям использования; в пассиве – по источникам формирования.  Актив  бухгалтерского баланса отражает инвестиционные решения, принятые ранее.  Статьи  расположены  по  принципу  степени  ликвидности.  Активы  делятся на оборотные  и  внеоборотные.  Пассив  бухгалтерского баланса отражает решения по выбору источников финансирования и состоит  из   3 – х  разделов: капиталы и резервы (собственный капитал предприятия);  долгосрочные  обязательства;  краткосрочные  обязательства.  В  целях  анализа  в  составе  собственного капитала важно выделить 2  части:  вложенный капитал и накопленная  прибыль.

Бухгалтерский баланс составляется  ежеквартально и содержит показатели на 2  даты: на начало года и конец отчетного периода.

—  форма  № 2 – отчет о прибылях и убытках —  отражает формирование финансового результата деятельности предприятия. Содержит  различные  показатели  доходов, расходов, прибыли.  Отчет составляется ежеквартально и содержит информацию за  определенный  промежуток времени.

—  форма  № 4 – отчет о движении  денежных средств – содержит сведения о денежных потоках предприятия в разрезе 3-х  видов деятельности.  1  вид – текущая  деятельность – имеет основной целью извлечение прибыли (производство  продукции, выполнение работ, торговля и т.д.).   2 вид – инвестиционная  деятельность – связана с приобретением и продажей внеоборотных активов, осуществлением собственного строительства, финансовыми вложениями.  3  вид – финансовая  деятельность – в ее  результате  изменяются  величина и соотношение собственного капитала и заемных средств.

Форма  № 4  составляется  1  раз в год.

В  финансовом  менеджменте  важно анализировать не только финансовый результат, но и денежный поток, потому что они не совпадают по следующим  причинам:

—         прибыль формируется, исходя из доходов и расходов, учитываемых методом начисления, т.е. выручка получена в момент отгрузки, а деньги фактически не поступили;

—         при формировании прибыли учитывается амортизация, но фактического оттока денег нет;

—         при расчете прибыли не учитываются получение кредита, приобретение оборудования, и  другие  операции, связанные с движением денежных средств.

—  форма  № 5 — приложение  к  бухгалтерскому балансу.  Составляется  1  раз  в  год  по  итогам  года и содержит информацию, конкретизирующую  отдельные  статьи  баланса и отчета о прибылях и  убытках.