Бюджетный процесс и финансовый аппарат управления в США

В принятии и исполнении государственных экономических и бюджетных решений участвуют большинство учреждений и организаций государственного аппарата США. Основы бюджетной политики государства на следующий год сообщаются в ежегодном бюджетном послании, с которым президент США обращается к Конгрессу и нации в начале года. Это — документ, обосновывающий бюджетную стратегию; к нему прилагается проект федерального бюджета, который конгрессменам предстоит обсуждать в течении примерно восьми следующих месяцев перед его утверждением. Финансовый год в США начинается с 1 октября.

Бюджетное послание и проект федерального бюджета готовит Административно — бюджетное управление (АБУ). В его обязанности входит также разработка федеральной бюджетной политики на оперативном уровне и конкретных бюджетно-налоговых мероприятий; практическое управление и координация экономической и финансовой деятельности федеральных министерств и ведомств.

Президент США в качестве главы исполнительной власти отвечает перед Конгрессом за разработку и исполнение федерального бюджета, руководители правительственных ведомств — за составление бюджетных заявок для формирования общего бюджетного проекта, представляемого затем конгрессменам. АБУ координирует эту работу, в то время как министерство финансов — Казначейство США — занимается сбором налогов и исполнением расходной части бюджета.

Таким образом, АБУ является центральным органом в системе исполнительной власти США, непосредственно приводящим в действие все рычаги бюджетно — налогового регулирования.

Процесс утверждения расходов в Конгрессе отличается рядом особенностей. Главной из них можно считать трехступенчатость данного процесса. Она заключается в том, что сначала в  профильном  комитете Конгресса должна быть утверждена программа, на которую требуется выделить средства. Только после этого комитет по ассигнованиям приступает к обсуждению вопроса о выделении средств. Таким образом, сначала конгресс выдает разрешение  на принципиальное осуществление программы и только потом обсуждает вопрос о ее стоимости, длительности и т.д. наконец, на базе закона об общих ассигнованиях выделяются средства на расходы в конкретном финансовом году. Три ступени утверждения дают возможность провести тройной контроль над предлагаемыми программами.

Работа над федеральным бюджетом считается важнейшей частью деятельности высшего законодательного органа страны. Ею занимаются не менее двух третей его состава, утверждение бюджета в конгрессе подчинено строму графику.

Управление финансами охватывает деятельность государства, связанную с проведением им общей финансовой политики, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и социальной политики, разработкой налогового законодательства.

В США управление финансами возложено на министерство финансов (казначейство) и административно- бюджетное управление.

Основными функциями министерства финансов являются разработка финансовой и налоговой политики, контроль за соблюдением финансовых законов, осуществление деятельности в качестве финансового агента правительства, чеканка монет и эмиссия денежных знаков.

Одним из подразделений министерства является Служба внутренних доходов (СВД). Она охватывает платежи по налогам, поступающим в федеральный бюджет. Для более эффективного контроля СВД построена по децентрализованному принципу и имеет три уровня учреждений – национальные, региональные и окружные.

Вопросами сбора доходов занимаются также таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. Первая ведает сбором таможенных доходов и осуществляет контроль за соблюдением таможенных правил. Вся территория страны разделена на 9 таможенных округов и имеет около 300 оперативных таможенных пунктов. Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию осуществляет контроль за соблюдением законов, связанных с производством и продажей этих предметов, а так же за поступлением доходов от их обложения.

Важную роль в министерстве финансов службы, занимающиеся вопросами внутренних займов и управлением государственным долгом. В США имеется большое разнообразие государственных ценных бумаг, с помощью которых мобилизуются временно свободные денежные средства.

В состав министерства входит Служба контроля за денежным обращением. На нее возлагается общий контроль за деятельностью национальных банков и их операциями. Она дает разрешение на образование новых национальных банков, перевод штатных банков в разряд национальных, слияние
национальных банков, открытие у них филиалов.

Министерство определяет также финансовую политику США за рубежом, связанную с вопросами торговли, платежного баланса, занимается координацией иностранных капиталовложений в экономику США и американских инвестиций за рубежом.

Административно — бюджетное управление (второе финансовое ведомство США) является центральным органом, осуществляющим прогнозирование, управление, контроль и координирование правительственных программ и их финансирование. Среди финансовых задач этого ведомства — составление федерального бюджета и разработка финансовых программ, осуществление оперативного контроля по управлению бюджета в общефедеральном масштабе. Вместе с тем на управление возложен ряд административных функций, превращающих его в одно из ведущих ведомств в системе органов высшей исполнительной власти.