Бюджетные правоотношения: их признаки, объекты, субъекты

Бюджетные правоотношения представляют собой общественные отношения, которые возникают в процессе бюджетной деятельности Российской Федерации (федерального центра), субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Бюджетные правоотношения (как материальные, так ипроцессуальные), имеют следующие признаки:

1) они появляются в ходе бюджетной деятельности;

2) они являются разновидностью финансовых отношений.

Данный признак можно обосновать тем, что бюджетные отношения осуществляются в процессе формирования, распределения и организации использования бюджета, являющегося основным экономическим институтом финансовой системы и основным денежным фондом, входящим в эту систему;

3) имеют своей основой правовую базу .

Так как бюджет в финансово-организационном смысле является плановым актом, утверждаемым соответствующим правовым актом, то, соответственно, правовыми являются и сами бюджетные отношения.

4) являются предметом правового регулирования для бюджетного права.

Предметом регулирования бюджетного права являются общественные отношения, которые  возникают в связи с определением бюджетного устройства; видов бюджета; состава доходов и расходов бюджета; а также отношения по поводу составления, утверждения, исполнения бюджета.

Бюджетные правоотношения имеют сходные характеристики с финансовыми правоотношениями, но они имеют и свои отличительные особенности:

1. Они возникают в связи с образованием, распределением и использованием бюджета.

2.  Они ежегодно возобновляются, так как реализуются в течение календарного (финансового) года.

3.  Одной из сторон бюджетных правоотношений всегда является государство, государственные органы или органы местного самоуправления.

Объектом бюджетных правоотношений выступают действия сторон данного правоотношения, направленные либо на формирование Федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета),  либо на его расходование в форме распределения, либо на организацию использования средств данного бюджета лицами, которым эти средства выделены. Некоторые авторы полагают, что объектом бюджетного правоотношения выступает сам бюджет как определенное материальное благо. Разночтения в данном случае объясняется спорностью вопроса о том, что является объектом правоотношения. Одни авторы считают, что объектом выступают определенные материальные блага, вторые – интересы субъектов правоотношения, третьи – действия (поведение) сторон, направленное на реализацию своего интереса, выраженного в получении определенного материального или нематериального блага.

Юридический термин «субъект бюджетного права» определяет круг участников бюджетных отношений, наделенных юридическими правами и обязанностями. Носителями этих прав и обязанностей являются субъектами  бюджетного права.

Субъектами бюджетного права выступают:

 государство;

 регионы РФ;  

— муниципальные образования;

— юридические и физические лица, так как  каждый из них либо принимает участие в распределении доходов и расходов между бюджетом или участвует в качестве стороны на одной из стадий бюджетного процесса, либо является получателем денежных средств из бюджета в форме дотаций, субсидий и т.п.

Содержание и особенности прав и обязанностей, входящих в статус субъекта бюджетного права, определяются, прежде всего, их принадлежностью к участию в бюджетной деятельности государства. Они направлены на обеспечение эффективного использования бюджета в целях достижения или поддержания экономической и социальной стабильности в обществе.