Бюджетная политика США
Американский опыт показывает, что точно выработанная стратегия и тактика бюджетной политики, адекватно выбранные приоритеты федерального бюджета, отвечающие динамично меняющимся условиям экономического развития, могут стать важными и действенными инструментами разрешения экономических противоречий, обеспечения социальной стабильности общества.
К концу 90-х годов ХХ века, во многом благодаря правильно выбранному бюджетному курсу, совершенствованию бюджетных инструментов регулирования экономики и практики претворения в жизнь комплекса бюджетных приоритетов, США удалось приступить к практическому разрешению задач сокращения бюджетных дефицитов, безинфляционного развития экономики, стабилизации объемов федеральной задолженности.
Несмотря на это, к середине 2001 года в США создались условия для возникновения нового этапа циклического кризиса. Опасность рецессии усилилась наметившимся еще в конце 2000 года снижением деловой активности практически во всех ведущих государствах Европы и Азии.
Бюджетные цели новой республиканской администрации США, провозгласившей своими приоритетами одновременное сокращение государственного долга, реформирование социальной сферы, увеличение расходов на оборону и снижение налогов, во многом противоречивы. Каждый из объявленных приоритетов требует целенаправленного и преимущественного финансирования с использованием всех имеющихся резервов бюджетного профицита (превышения доходов
над расходами).
Для полного осуществления намеченных планов, в которых важная роль отводится дорогостоящей программе противоракетной обороны, администрация президента Буша будет вынуждена либо пойти на существенное сокращение гражданских расходов федерального бюджета, либо на использование средств доверительных фондов социального обеспечения и страхования для дополнительного финансирования сокращения налогов, либо вернуться к прошлой длительной практике дефицитного финансирования экономики.
Сложная экономическая и политическая ситуация, в которой оказались США, требуют беспристрастной выработки отвечающих этой ситуации механизмов государственного регулирования экономики. Недостаточная гибкость экономической политики в условиях современного неблагоприятного стечения обстоятельств и растущего значения фактора международного терроризма — все это может быстро привести к кризису
экономической стратегии республиканской администрации.